Красиво жить не запретишь. Эта крылатая фраза как никогда актуальна в тяжелые кризисные годы, когда катастрофически не хватает средств на то, чтобы сделать личное пространство уникальным. Однако любителей загородной жизни всегда отличала крестьянская смекалка, и пример тому — применение в дизайне участка копеечной рабицы. На ее основе получаются удивительные садовые скульптуры из проволоки.
Еще вчера, казалось бы, ее место на даче исключительно в качестве ограды территории или светопропускающих стенок курятников и вольеров. Прозрачность и легкость, устойчивость к механическим воздействиям и природным факторам делали сетчатые заграждения надёжными, долговечными и при этом лишенными такого недостатка сплошных заборов как парусность. Сегодня актуальность получили другие особенности рабицы, что позволило найти ей применение в творческих направления.
Пластичность, способность держать форму и отражать свет привлекли к металлической сетке внимание скульпторов. Так, Derek Kinzett из Англии и Иван Ловатт из Австралии создают из неё поистине объемные скульптуры птиц, животных и людей, в том числе знаменитостей. Трудно поверить, но с помощью обычной проволочной конструкции художникам удаётся не просто передать мельчайшие детали внешности, но и вдохнуть жизнь в каждый образ.
Derek Kinzett для этого использует эффект игры света и тени внутри объёмных пустотелых изображений. Именно естественный свет помогает ему подчеркнуть особенности лиц, характер мышечного тонуса, красоту волос. Его герои одновременно выглядят и земными людьми, и возвышенными небесными созданиями.
Иван Ловатт работает с сеткой как с глиной, накладывая её слой за слоем, скручивая и обжимая, чтобы придать материалу новую форму. Размер его скульптур соответствует реальной величине, хотя есть и 4-метровые гиганты. Для создания одного образа художнику требуется около месяца работы и несколько рулонов сетки. В начале творческого пути она превращалась в его руках преимущественно в представителей фауны. И только достигнув совершенства в столь необычном искусстве, мастер позволил себе изображение знаменитостей, среди которых есть и Ньютон, и Майкл Джексон.
Кстати, для создания столь изысканных и выразительных работ обычная стальная рабица не подходит, так как делают садовые скульптуры из проволоки на основе дюральалюминия. Это мягкий материал, который становится ещё более податливым при нагреве, а после остывания приобретает дополнительную прочность.
В ландшафтном дизайне упомянутая выше пластичность рабицы также нашла отражение. Причём рабицы самой обычной – оцинкованной, что позволяет её многолетнюю эксплуатацию на открытом воздухе, и с ячейками, предполагающими использование в качестве забора.
Учитывая необходимость гармоничного сочетания на одной территории дома, забора и малых архитектурных форм, можно очень удачно добавить к имеющимся ограждениям из сетки подобные скульптуры из проволоки. Для их изготовления требуются болгарка или болторез, а также сварочный аппарат. Устойчивость придают каркасы, прочно зафиксированные в земле.
Однако в наибольшей степени ландшафтные дизайнеры ценят рабицу за жёсткость и наличие равнозначных ячеек. Эти достоинства и послужили причиной её применения в вертикальном озеленении.
КАРТИНЫ. Данное направление востребовано как в дизайне интерьеров, так и при оформлении придомовых территорий. Оно заключается в создании из живых растений картин разной величины, которые с одинаковым успехом украшают как офисы и гостиные, так и стены зданий, и сплошные заборы.
Вариант 1. Проще всего использовать в вертикальном озеленении стабилизированные растения, прошедшие обработку, в результате которой уход за ними заключается разве что в периодическом опрыскивании из пульверизатора. Чаще всего используют мох, «рисуя» им однотонные полотна. А когда есть возможность комбинировать разные виды мха, отличающиеся оттенками зелёного, то и картины с орнаментом.
- Мох осторожно помещают в каждую ячейку рабицы до половины длины приготовленного полотна.
- Складывают сетку пополам так, чтобы свободная часть закрывала корни растений сзади.
- Вставляют получившийся коврик в плоскую коробку и оформляют рамкой.
- Вешают на самое видное место.
Вариант 2. Если растения не стабилизированы, а взяты с альпийской горки и нуждаются в земле, план действий немного меняется.
- Узкий короб заполняют влажным питательным грунтом, в который добавлена порубленная солома.
- Вырезают из рабицы полотно нужного размера и фиксируют его к стенкам.
- Оформляют рамкой.
- Высаживают в каждую ячейку растения, стараясь не повредить корни.
Да, самой сетки в этих флористических композициях не видно, но именно она со своей способностью держать форму позволяет создавать эту неописуемую красоту.
ТОПИАРИ. Так называют древнее искусство «ваяния» зелёных скульптур из кустарников и живых изгородей методом фигурной стрижки. Чтобы получить хоть что-то мало-мальски похожее на настоящий топиари, требуется немало лет, а главное – навыков.
Сделать процесс доступным всем желающим помогает выращивание растений в каркасах. создают скульптуры из проволоки диаметром 8 мм, стараясь обозначить только основной контур и усилить наиболее объёмные места. Закрепляют сваркой или более тонкой вязальной проволокой. Затем обтягивают каркас сеткой-рабицей, соединяя её аналогичными способами. Сверху оставляют отверстие.
Вариант 1. Эта работа напоминает вертикальное озеленение садовыми растениями, поскольку требует заполнения грунтом.
- Почвенную смесь готовят на основе земли и удобрений, смешивают с соломой, увлажняют и плотно укладывают внутрь конструкции. Отверстие заваривают.
- В ячейки рабицы помещают семена газонной травы, заглубляя их на 2-3 см. Или высаживают декоративные культуры. Растения должны быть низкорослыми, иначе их придётся регулярно постригать ножницами.
- Поливают засаженные растениями скульптуры из проволоки со всех сторон, а в случае гибели посадок, заменяют свежими.
Живёт такая черепашка один сезон. На будущий год декоративные культуры придётся высаживать заново.
Вариант 2. Такие скульптуры из проволоки ближе к традиционному топиари, поскольку основан на выращивании и стрижке быстрорастущих кустарников. Обычно внутрь каркаса помещают самшит, мирт, боярышник, кохию, бирючину и так далее.
- Выбирают для скульптуры солнечное, закрытое от ветров место. Вскапывают землю и заправляют её удобрениями.
- Устанавливают каркас таким образом, чтобы определить зоны посадки кустарников: ноги изображаемых животных, дно посуды и так далее.
- Каркас убирают, а в обозначенные места высаживают растения, поливают и уплотняют окружающую их площадь.
- При окончательной установке каркаса ветки кустарников размещают внутри так, чтобы крона постепенно заполняла всё отведённое ей пространство.
- Побеги, пробивающиеся наружу сквозь ячейки рабицы, регулярно подрезают на расстоянии 2-3 см от каркаса. Со временем под слоем зелени металлическая конструкция станет невидимой.