Как разделить общее пространство малогабаритной квартиры на отдельные зоны, если хочется иметь гостиную и спальную, кухню и кабинет? Вариант зонирования существует множество. Но какие приёмы зонирования действительно играют нам на руку, а какие создают дополнительные трудности, поговорим с архитектором Галиной Беловой.
– Часто для разграничения квартиры-студии используется разноуровневый пол. Насколько это удачное решение?
– Подиум делают, как минимум, из двух ступеней, чтобы его можно было заметить и не запнуться. Однако возможен он только в просторных квартирах с высоким потолком. Если же потолок расположен низко, то подиум напрашивается невысокий. В результате ни вы к нему не привыкнете, ни тем более ваши гости, которые будут то и дело о него запинаться. Наша жизнь должна быть максимально упрощена, и не надо создавать себе лишних проблем.
– В таком случае разноуровневый потолок станет безопасной «перегородкой»?
– Не вижу смысла делать разноуровневые потолки из гипсокартона только из-за ярусов, визуально делящих пространство на зоны, потому что чем потолок выше, тем просторнее кажется комната. Ярусы выполняют совсем другие функции. Например, на кухне под выстроенным коробом можно спрятать вентиляцию, а в комнате скрыть проводку при установке точечных светильников. Впрочем, современные натяжные потолки исключают такую необходимость, хотя и увеличивают стоимость работы.
– А что вы скажете о камне, который одно время постоянно присутствовал в зоне прихожей?
– Да, в своей работе мы используем облицовочный камень, как искусственный, так и натуральный, и настоящую кирпичную кладку. Получается очень эффектно, не надо ни штукатурить, ни красить, так как он не пачкается, устойчив к повреждениям и легко моется. Но, на мой взгляд, данный материал больше подходит для общественных помещений, перегородок или для входной группы. Однако есть люди, которые пытаясь с помощью камней создать в маленькой квартирке уголок замка с башенками; выкладывают стену кирпичиками. Или, добиваясь эффекта загородного дома, сочетают постеры с камнем и жердями, выкрашенными в белый цвет «под берёзку». Но это смешно, и я категорически против подобных экспериментов.
– Каким же образом делить комнату на части?
– Визуальное разграничение возможно за счёт использования различных по цвету и фактуре напольных покрытий.
Можно часть комнаты зонировать и за счёт стеновых покрытий, например, фотообоев или пришедших им на смену постеров и фресок. Допустим, вам хочется видеть в своём доме окна, выходящие не на оживлённую улицу, а в сад или на море, или, сидя в кресле, вы представляете, что находитесь в уютном парижском кафе. С помощью простых постеров в виде бумажных обоев или более дорогих, которые имеют фактуру под холст или штукатурку, можно воплотить любые мечты.
Ту же роль играют и большие фрески, изготовленные по современным технологиям: рисунок печатается на холсте. Есть фрески во всю стену: они не имеют рамок и смотрятся очень интересно. А есть в виде окон с изображением пейзажа, что тоже выглядит весьма эффектно и отделяет, например, обеденную зону от рабочей. Благодаря этим современным, долговечным и простым в уходе материалам мы зрительно «раздвигаем» пространство.
– Что вы скажете о витражах, которые становятся всё более популярными в современном интерьере?
– Витраж действительно оживляет интерьер и становится ярким акцентом всего пространства. Он эффектно выглядит не только на окнах, когда, подсвеченный солнцем, украшает комнату разноцветными бликами. Также его можно установить и на потолке, и в нише стены. Кстати, сегодня изменилась не только сфера применения витражей, но и технология их изготовления, что заметно сказалось на их стоимости. Если когда-то витраж создавали в специальных печах, а саму картину собирали как мозаику из разноцветных стёкол, скрепляя их свинцовым переплётом, то сейчас детали рисунка вырезают из плёнки, которая не выцветает, и приклеивают на гладкую поверхность стекла или прозрачного пластика. В общем, вариантов масса, главное – не бояться экспериментировать с новыми материалами, фактурами, цветами.